Воскресенье, 21.10.2018, 18:46
Приветствую Вас Гость | RSS

БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 100

Меню сайта
...

Воспитательная деятельность

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

 

 

«ШКОЛЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     «Обычная школа» общеобразовательная, не яв­ляющаяся ни гимназией, ни лицеем, ни комплексом. В ней обучается 470 детей, которые проживают в одном из наиболее сложных мик­рорайонов города Омска.

    Наши усилия направлены на построение в школе гуманистиче­ской системы воспитания. В науч­ной литературе имеется немало определений понятия «воспита­тельная система». Для нас воспитатель­ная система – это  прежде всего взаимосвязь:

 

 

 

 

·        взаимосвязь основных субъек­тов воспитательного процесса – педагогов, учащихся и родите­лей;

 

 

 

 

·        взаимосвязь всех компонентов (целевого, содержательного, организационно – деятельностного, оценочно-результативного) процесса воспитания;

 

 

 

 

·         взаимосвязь   учебной   деятель­ности и внеучебной работы;

 

 

 

 

·         взаимосвязь школы и окружающей среды; 

 

 

 

 

·         взаимосвязь   про­шлого, настоящего и будущего нашей школы.

 

 

 

 

      Устанавливая эти и другие взаимосвязи, мы пытаемся, во – первых, чтобы все структуры и фак­торы школьной жизни эффективно содействовали развитию личности ребенка; во – вторых, чтобы в про­цессе создания воспитательной системы сформировалось «лицо» на­шего учебного заведения, уникаль­ное и привлекательное.

 

 

 

      Путь к раскрытию возможностей и способностей каждого ученика – стратегическое  на­правление развития образователь­ных учреждений, педагогической науки и практики. Не случайно пе­дагогическим коллективом нашей школы в 2007 году был взят курс на моделирование и построение воспитательной систе­мы «Школы самовыражения личности учащегося».

 

 

 

      Мы стараемся концептуально и детально разра­ботать механизм функционирова­ния воспитательной системы  данного типа.

 

 

 

      Системный взгляд на про­цесс воспитания в школе позволил нам условно выде­лить три направления  воспи­тательного взаимодействия с лич­ностью ребенка. Первое направление – это  воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся. Второе направление составляет воспитательное пространство класса, где и прохо­дит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Существует и третье направление, которое можно назвать системой педагогического обеспечения ин­дивидуальной траектории развитии ребенка. Поэтому в нашей школе одновременно ведется работа и по построению воспитательной системы школы, и no созданию воспитательных систем  классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого учащегося.

 

 

 

Создавая общешкольную систему воспитания, мы стремимся к тому, чтобы воспитательное про­странство стало пространством са­мовыражения личности ребенка и педагога. Педагогам предоставляет­ся реальная возможность для самовыражения как в профессиональной сфере посредством организации и участия в преподавательской, вос­питательной, управленческой дея­тельности, так и в непрофессио­нальной сфере посредством разви­тия и проявления своих способно­стей в различных видах искусства, спорте, техническом творчестве, рукоделии и т.д. Учащимся созда­ются условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстети­ческой, коммуникативной, игровой деятельности, занятиях физической культурой и спортом.

 

 

 

     В соответствии с возрас­тными особенностями детей на каждой ступени определен доми­нирующий вид деятельности.

 

 

 

     В начальной школе до­минирует познавательная деятель­ность в рамках игры – путешествия  «В мир народной культуры». Младших школьников привлекает такая форма работы. В новой соци­альной ситуации содержание пу­тешествия составляют другие цен­ности – ценности  русской нацио­нальной культуры. Учащиеся на­чальных классов с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обряды, обычаи, традиции и ритуалы своего народа.

 

 

 

      В средних классах приори­тет отдается коллективной творче­ской деятельности. За многие годы в нашей школе накопились разнообразные формы и способы ее ор­ганизации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении КТД де­лался на сплочении общешкольно­го коллектива, а сейчас ставится задача использовать возможности коллективной творческой деятель­ности для проявления и развития индивидуальности ребенка.

 

 

 

      В старших классах доми­нирующим видом является клуб­ная деятельность старшеклассни­ков. Учащиеся старших классов склонны к общению и реализации своих интересов и устремлений в объединениях клубного типа.

 

 

 

Принципиально важным яв­ляется не только активное участие ребенка в деятельности, но и нали­чие у него реального права выбора, умение правильно воспользоваться этим правом. Поэтому нами разра­батываются и апробируются педа­гогические технологии, позволяю­щие учащимся и их родителям об­ладать реальными правами и воз­можностями в выборе уровня ос­воения образовательной програм­мы, темпа учебной деятельности, форм, приемов и заданий на уроках. Мы стараемся, чтобы взрослые и дети хорошо владели методикой коллективной творческой деятель­ности, с помощью которой создает­ся ситуация выбора при планирова­нии, организации и анализе совме­стного дела. Наши усилия направ­лены на формирование широкой се­ти кружков, клубов и секций, которые могут выбрать учащиеся в со­ответствии со своими интересами и потребностями. В 21 школьном  творческом объеди­нении по интересам занимаются 345 ребят. Более 120 школьников посещают областные и городские учреждения культуры и дополни­тельного образования.

 

 

       Для оценки результатив­ности создаваемой воспита­тельной системы нами опреде­лены критерии и показатели ее эффективности.

 

 

 

·        Первый крите­рий - самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответст­вии с данным критерием информа­ция позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуально­сти.

 

 

 

 

·        Второй критерий - удовле­творенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Он может рассматривать­ся в качестве мерила степени ком­фортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.

 

 

 

 

·        Третий критерий — конку­рентоспособность учебного заве­дения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своем учебном за­ведении, но и в контексте с дости­жениями других образовательных учреждений города и области.

 

 

 

 

       Если по данным критери­ям оценивать эффективность функционирования создаваемой нами воспитательной системы, то можно констатировать сле­дующее:

 

 

 

·        у детей и подростков преобла­дает положительная самооцен­ка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в школьном коллективе защищенно и комфортно;

 

 

 

 

·         практически все учащиеся и выпускники избирают нравст­венные формы самореализации и самоутверждения;

 

 

 

 

·         более заметными стали успехи учащихся в городских и обла­стных олимпиадах, смотрах и конкурсах;

 

 

 

 

·        педагоги проявляют высокую степень удовлетворенности со­держанием и организацией трудо­вой деятельности, сложившимися взаимоотношениями с коллегами, учащимися и родителями;

 

 

 

 

·         большинство родителей удов­летворены результатами обуче­ния и воспитания своих детей, их положением в школьном коллективе;

 

 

 

 

·        наблюдается рост конкуренто­способности учебного заведе­ния, постепенно формируется его «лицо» (индивидуальность) с уникальными и привлекатель­ными чертами.

 

 

 

 

      Однако эти результаты мы относим к числу промежуточных. На сегодняшний день педагогиче­скому коллективу нашей школы  удалось заложить лишь фундамент строящейся воспита­тельной системы «Школы самовы­ражения личности учащегося».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2018